На Бали почти все передвигаются на мотобайках (байках, скутерах, мопедах — названий масса, а суть одна), машины здесь тоже есть, но на скутере ты становишься более мобильным, не стоишь в пробках и тебе легче пробираться по узким улочкам и парковаться там, где мест на парковку для машин нет.
Без личного транспорта на Бали нечего делать: остров не настолько маленький, чтобы ходить пешком. Чтобы попасть от вашего отеля/виллы в кафе или на пляж вам понадобится проехать несколько километров. Чтобы попасть из одного района в другой надо проехать больше 10 километров. И даже если что-то находится близко, в большинстве районов Бали нет тротуаров, а на дорогах плотное движение, плюс ходить довольно-то жарко. Общественного транспорта на Бали как такового нет, а пользоваться такси каждый день недешево (и иногда стрессово, так как водители постоянно теряются, не знают дороги или с ними надо долго торговаться по цене).
Зато когда у тебя свой байк, ты можешь в любой момент сорваться туда, куда тебе хочется, не будучи привязанным ни к кому и ни к чему. (Кстати, для более эффективного исследования острова не забудьте скачать мой мобильный гид по Бали)
Расскажу про аренду байка на Бали, а заодно отвечу на все частые вопросы: сколько стоит, что брать в аренду, как не попасться в неприятности и что с водительскими правами. (Про аренду машины на Бали читайте здесь >>)
Вот основные аргументы почему стоит брать скутер на Бали:
- скутеры на Бали недорогие
- права на управление байком по большому счету не нужны (подробнее об этом ниже)
- скутер достаточно прост в управлении, в аренду дают автоматический скутер, легко научиться, даже если никогда не ездил до этого
- на скутере гораздо проще в пробках и можно сэкономить время в два раза
- в некоторых районах (Кута, Чангу, Семиньяк) на машине особо не припаркуешься и улицы узкие, на скутере гораздо быстрее, плюс есть улочки, куда можно только на скутере заехать
- на Бали водят на левой стороне дороге и на скутере к этому чуть проще привыкнуть, чем на машине
Я сама из семи лет жизни на Бали первые 3-4 года ездила на скутере, но потом пересела на машину и никогда об этом не пожалела, даже несмотря на пробки итп. В последние пару лет у меня были и байк и машина. Байк для того, чтобы ездить на короткие расстояния, когда пробка на главной дороге (перед закатом и сразу после) встает на несколько часов вначале в одну сторону, а потом другую. Друзьям которые приезжают в отпуск ненадолго я обычно советую скутеры — для удобства.
Аргументы против скутера (и в пользу машины):
- на длинные расстояния скутер не всегда вариант: устает спина, ты приезжаешь весь пыльный и вспотевший итп (например, ехать куда-то больше 40 минут комфортнее все-таки на машине с кондиционером, пусть и по пробкам :-)
- на скутере ты менее защищен, если авария, то твое тело встречается с асфальтом (русские туристы часто попадают в аварии на скутере: гоняют и лихачат, не понимая, что местные неаккуратно водят, в итоге аварии в том числе с жестким исходом на Бали вещь частая)
- в сезон дождей на скутере ты вечно мокрый, холодный и грязный, на машине в дожливое время однозначно комфортнее и теплее
- машина дает определенную защищенность по сравнению со скутером: никто не выхватит сумку на ходу, никто вечер не начнет приставать итп (такое иногда бывает)
Какие скутеры дают в аренду на Бали?
На Бали достаточно хорошие по качеству скутеры, например, в том же Вьетнаме скутеры обычно более «убитые». В Таиланде скутере дороже.
Хотя конечно если ты малоопытный в плане азии турист и берешь скутер в аренду где-нибудь в Куте, скорее всего тебе тоже достанется что-то втридорога или сильное старое, Но если заранее озаботиться вопросом аренды, то все будет хорошо. Выбор на Бали есть, главное знать, где искать.
Самые популярные скутеры на Бали — это разные модели Honda (Vario, Scoopy) и чуть реже встречающая Yamaha (Mio, Nmax, Lexi). Все это модели скутеров-автоматов, то есть никаких специальных навыков езды на них не надо — есть ручка газа и ручки тормоза, никаких передач, все предельно просто.
Старые Honda Vario или Yamaha Mio довольно слабенькие, то есть если вы крупного размера человек или собираетесь ездить на скутере вдвоем, то лучше выбрать что-то помощнее. Например, новые Honda Vario F1 или Yamaha Nmax / Lexi. Honda Scoopy находится где-то посередине, но скорее ближе к маломощным. Для двоих особенно крупных людей они не очень подходят. Кстати, если вы некрупная девочка, то лучше не брать мощный скутер: он тяжелее и если у вас не очень высокий рост, то будете плохо доставать ногами. Я сама не сильно высокая и мне идеально было ездить только на Scoopy.
На случай, если вам интересны цифры по мощности двигателя: у нового vario F1 объем двигателя 125см3, а у скупи — 115см3, .Самый мощный это Nmax -155см3). Он считается максискутером. Поскольку он и по цене дороже, я бы его рекомендовала бы только крупным мужчинам или тем, кто будет ездить вдвоем. Для двух компактных девчонок, например, хватит даже скупи.
На что обратить внимание при аренде скутера:
Обязательно протестируйте скутер перед тем, как арендовать его и платить за него деньги. Просто проедьте тут же рядом с прокатом по дороге туда и обратно. Убедитесь, что тормоза тормозят, а руль не ведет. Проверьте что работают все поворотники и фары, клаксон.
Обязательно проверьте, что документы (регистрация) на скутер у вас лежит в байке. Ее всегда проверяют полицейские на дороге, если останавливают для проверки документов. А это они делают регулярно :-)
В прокате вместе со скутером вам дадут шлемы — один или два — смотря сколько вам надо. Часто шлемы дают грязные и старые, можно на эту тему поторговаться, чтобы вам показали что-то поновее.
Один большой плюс более новых байков: там есть большой багажник, куда и шлем поместится и большой рюкзак. Супер удобно, особенно в реалиях Бали, где иногда сумки выхватывают из рук и желательно все складывать в багажник (подробнее об этом ниже). Я бы советовала выбирать байк с багажником.
Стоимость аренды скутера на Бали
Цена на долгосрочную аренду скутера колеблется от 600.000 до 1.000.000 рупий (50-80$) в месяц. Это для тех, кто живет на Бали и снимает каждый месяц у одного и того же прокатчика. Поэтому если вы приезжаете на Бали на месяц, то сразу берите на месяц и договаривайтесь о месячной цене, а не по дням.
Посуточная аренда байка варьируется от места, где вы его берете. Нормальная цена за сутки аренды на Бали около 50.000 рупий (5$) за старенький скутер. Скутеры поновее будут стоить 60,000-80,000 рупий. Совсем модные (типа веспы), или максискутеры (типа Nmax) могут варьироваться в цене от 120,000 (8-10$) в день.
Если вы приехали на две-три недели, то прокатчик попытается рассчитать вам цену посуточно и она может выйти сильно больше стандартной месячной цены. В этом случае имеет смысл включать режим торга и выбивать хорошую цену :-) Или если не удается сбить цену, то просите более новый скутер — балийцам часто нежалко дать вам что-то получше, чем согласиться на меньшие деньги.
Насколько добропорядочные прокатчики байков на Бали?
Аренда байков на Бали — одна из самых лояльных в Азии. Хозяин байка на Бали не требует не потребует денежного залога, не заберет у вас паспорт для гарантии (как часто бывает в Тае) и уж тем более не будет проверять наличие у вас водительских прав — все на вашу ответственность. Балийцы верят в то, что остров маленький и если надо, они вас найдут.
Мне стыдно писать об этом, но часто русские туристы считают нормальным взять в аренду скутер, а потом потерять его (по пьяни) или разбить в аварии и потом просто скрываться от хозяина байка. Это все ужесточает правила аренды для других нормальных людей и заставляет прокатчиков поднимать цены — надо же как-то компенсировать потери от других нерадивых туристов.
Вообще в целом на Бали всегда были очень лояльные прокатчики байков, они никогда не пытались накрутить цену или содрать с вас за царапину, которую даже не вы поставили. Но сами же туристы создали ситуацию, когда прокатчики становятся жаднее :-(
Кстати, если вы все-таки попали в аварию и с байком что-то случилось. Обязательно сразу же сообщите об этом прокатчику. Иногда дешевле заплатить денег ему, чем пытаться отремонтировать байк. Но для спокойствия вы всегда можете найти официальный сервис Honda или Yamaha, они есть вдоль главных дорог, заехать туда и свериться с официальной ценой. Чтобы вас не развел прокатчик.
Где взять шлем?
Обычно шлем входит в стоимость аренду и прокатчик всегда привезет вам нужное количество шлемов. (Кстати, не потеряйте их, за это придется заплатить). Правда, прокатные шлемы обычно не слишком чистые или не слишком новые.
Во всех азиатских странах я всегда покупаю новый шлем (или привожу свой с Бали). Маленьких магазинчиков, где продают шлемы, в южной части Бали довольно много. Кроме того шлем можно купить в гипермаркете Carrefour, а также в уличных лавках на Jalan Imam Bonjol (Денпасар), Jalan Kerobokan (между Семиньяком и Чангу), в Джимбаране на Jalan Uluwatu, в Куте на Jalan Raya Kuta.
Стоимость дешевых шлемов около 15-25$. Фуллфейс стоят от 40$. Шлемы также можно купить в гипермакете Carrefour. (Естественно речь идет о китайских шлемах, не о сертифицированных брендовых).
Нужны ли водительские права для скутера на Бали?
Формально на вождение любого транспортного средства на Бали нужны права. Причем не те, которыми мы пользуемся в России, а «международные права» — такая бумажная книжечка как на фото выше. Но это формально.
По факту 90% туристов и экспатов на Бали ездят либо вообще без прав, либо ездят на скутере с правами категории B (на машину), хотя для скутера нужны категории А.
Для местной дорожной полиции наличие прав — это скорее способ собирать взятки с туристов. На Бали можно увидеть 6-летних балийских детей, который гоняют на скутеров и без шлемов. Останавливает ли их полиция спросить про права? Как вы, наверное, догадываетесь — нет. А вот белоснежных туристов, особенно если они без шлема и выглядят крайне неуверенно за рулем в туристических районах останавливают постоянно.
Что делать если у вас нет прав? А) Включать дурачка, улыбаться, говорить, что забыл дома итп. Не стрессовать, не ругаться, не требовать — а именно улыбаться и косить под дурачка. Б) Всегда иметь с собой отложенную где-нибудь бумажку в 50,000 или 100,000 рупий (или даже лучше кучку мелочи) и говорить, ой, да я с пляжа еду, да у меня даже с собой денег нет, вот все что есть, давайте решать на месте.
Если у вас есть запас терпения, бесконечных улыбок и позитивного настроя (местные это любят), то скорее всего вопрос удастся решить именно этой суммой в 5-10$. Главное не разворачивать кошелек, где лежит недавно обменянная пачка денег и точно не включать недовольство или стресс. Балийские полицейские как дети — если с ними решать вопрос весело и с элементами игры, то все закончится небольшой суммой :-)
Если хотите снизить количества своего стресса и если у вас есть права на машину, то заранее (перед поездкой) получите международные права — даже если вы будете на скутере с категорией B, в большинстве случаев это прокатывает. Но небольшую кучку мелочи все равно держите наготове, иногда появляются смышленые полицейские, которые обращают внимание на категорию.
В целом на Бали местная дорожная полиция очень нестрогая, поэтому все гоняют по встречке, въезжают под «кирпич» и делают разные другие «запрещенные» штуки без зазрения совести. За это особо не штрафуют.
Зато штрафуют (особенно туристов) за следующие вещи: проезд на красный свет, остановка на светофоре за стоп-линией, езда без шлема и езда на скутере больше, чем с одним пассажиром (маленькие дети не в счет). Иногда в туристических зонах полиция прям устраивает блокпосты и останавливает всех, штрафуя за езду без шлема и за то, что нет прав.
Можно ли взять полноценный мотоцикл в аренду?
Для тех, кто умеет водить мотоцикл и считает недостойным себя водить «табуретку» :) есть такие популярные варианты как Yamaha Vixion или Honda Tiger. Есть также кроссовые байки типа Kawasaki KLX. Есть полноценные мотоциклы вроде Kawasaki Ninja. И в некоторых районах даже есть кастомные байки.
Аренда любых байков такого плана будет существенно дороже и поскольку на Бали особо все равно не погоняешь (узкие улицы и много трафика), то без особой необходимости я не рекомендую их брать. Скутеры достаточно мощные и удобные для Бали.
Мотоциклы обычно посложнее найти в аренду, чем обычный скутер, поэтому если вы решились на мотоцикл, лучше забронировать заранее и поискать тоже заранее. (Контакты есть ниже)
Цены на мотоцикл обычно в районе 15-30$ в сутки.
Безопасность на дорогах
На Бали в отличие от России левостороннее движение, но это далеко не самое страшное, как думают многие. На скутере к левостороннему движению привыкаешь очень быстро, да и на машине тоже привыкаешь уже через пару дней.
Проблемы возникают совсем в другом: в Куте и на главных дорогах Бали пробки, а сами индонезийцы водят очень плохо и довольно небезопасно, так как школы вождения здесь никто не посещает, а культура уважения других участников движения здесь пока не прижилась. Так что водить надо осторожно, причем думая не только о том, как водишь ты сам, а учитывая возможные внезапные действия других участников движения (а они очень вероятны :)
Несколько «принципов» вождения индонезийцев:
- Решил повернуть — включать поворотник необязательно
- Если надо резко затормозить или сменить полосу или свернуть с дороги, то делай это смело, не глядя в зеркала и не переживая за тех, кто едет за тобой
- Вообще не смотри в зеркала, они нужны только для красоты (если вообще есть)
- Если едешь медленно, но решил перестроиться в более быструю полосу, то смело перестраивайся, пускай все резко жмут на тормоза позади
- Включать фары в сумерках не стоит, зачем зря «тратить» лампочку
- Если выезжаешь с прилегающий дороги, то не стоит останавливать и пропускать трафик, смело гони не оглядываясь
- Если кто-то притормозил на разделительной и моргая ждет паузы на встречке, чтобы повернуть в свой переулок, то обгонять можно с любой стороны, в том числе по встречке
- Если я тебя не вижу, значит тебя нет — принципе применим даже если ты вылетел на дорогу перед камазом
Падения с байков, а так же «балийское тату» в виде ожога от трубы байка — частые спутники туристов. Хотя избежать падений можно легко — нужно водить медленно и аккуратно. И каждый раз учитывать, что едущие вокруг тебя обязательно воспользуются одним из вышеуказанных «принципов» :-)
Я сама несколько раз попадала в мелкие аварии в свои первые несколько месяцев на Бали, когда мне казалось «ну не может же человек выехать с прилегающей территории даже не притормозив и не посмотрев, что дорога свободна» или «ну не станет же кто-то резко тормозить и сворачивать на обочину без включения поворотника» :-) Но потом научилась «предугадывать», что могут выкинуть участники дорожного движения вокруг меня, и перестала попадать в аварии.
Кстати, еще один частный случай падения с байка: резко затормозил на плохой дороге, например на гравии или на неасфальтипрованной трассе и байк пошел в бок. На маленькой скорости отделаешься тем, что просто положишь байк на бок, а на большой скорости пойдешь бороздить асфальт своим телом. Поэтому большие скорости — враг скутера.
Кстати, не забывайте сделать страховку для поездки. Обращения по скутерам — самые частые на Бали.
Как и где заправлять скутер?
Литр бензина на Бали стоит около 7000 рупий (0.7$), в скутер обычно влезает в районе 3-5 литров. Для заправки подойдет бензин, который называется Premium. Когда я раньше постоянно ездила на скутере, одного полного бака на Scoopy мне хватало на 2-3 дня.
На трассах и больших дорогах везде есть заправки Pertamina c заправщиками, и все, что нужно сделать, это подъехать к заправщику (а точнее встать в очередь за остальными мотобайками) и сказать заправщику заветное слово «full» (т.е. полный бак) или например»dua puluh» (что на индонезийском означает 20, то есть заправка на 20.000 рупий).
Если вдруг бензин заканчивается, а до ближайшей заправки далеко, можно воспользоваться «бутылочками» — во всех деревнях и даже самых маленьких населенных пунктах есть частные заправки при варунгах или лавках, где бензин налит в бутылки от водки Absolut. Одна бутылка — один литр. Цены варьируются, обычно около 10000 рупий за бутылку. Правда, лучше такими заправками не увлекаться — бензин там всегда разбавленный, так что это и по деньгам невыгодно, да и байк через какое-то время начнет глохнуть.
Такие «бутылочные» заправки, кстати, очень пригождаются, когда забываешь отследить наличие бензина в бензобаке, и байк останавливается на полпути — всегда можно отправить друзей привезти бутылочку из ближайшей заправки :)
Цены на обслуживание скутера
Обычно вопросы обслуживания скутера вас не должны волновать, все это (даже в случае долгосрочной аренды) должен делать прокатчик байка.
Новый скутер типа vario стоит около 1600$, так что если вы его потеряете или у вас его украдут, хозяин захочет от вас часть этой суммы — размер зависит от новизны байка. Хотя такая вещь как воровство байков на Бали — вещь крайне редкая и если это происходит, то скорее всего вам изначально попался аферист, который вначале вам сдал байк, а потом сам и угнал. За все время жизни на Бали я лично только один раз слышала от знакомых о такой истории.
Если вы потеряете документы на байк (регистрацию), то готовьтесь, что хозяин может попросить у вас за это 1-2 миллиона (120-220$), новая регистрация действительно дорого ему обойдется. Если будете активно торговаться, то возможно сможете договориться на 500,000 рупий.
Если вы попадете на байке в аварию, вам придется заплатить за ремонт байка. На это обычно владельцы байков очень сильно пытаются смухлевать и заработать, не отдавайте деньги сразу — посоветуйтесь с кем-то еще из местных или местно-русских, кому можно доверять, сколько это может стоить. Например, я однажды попала на байке в небольшую аварию, внешних повреждений почти не было, но из-за падения начало «вести» руль. Я заплатила 100,000 рупий за ремонт. За сломанное сиденье, когда взломали мой багажник, я заплатила 85,000 рупий. Но когда вы не турист, с вас конечно могут попытаться взять больше, все будет зависеть от честности прокатчика.
Замена масла на байке стоит 30,000-35,000 рупий. Сделать это лучше на официальном сервисе. Обычно это делает хозяин байка и самим вам придется менять только, если вы арендуете долгосрочно.
Про неприятности и безопасность
Сами байки воруют редко. Бывает конечно, но очень редко. Главное, не забывать ключи в байке, а сам байк, если оставляет надолго, нужно блокировать (хозяин байка покажет вам как это делается). Кроме того, если оставляете байк надолго (на несколько дней), лучше не оставлять в нем документы на байк (свидетельство о регистрации). (Вообще в целом оставлять в непонятном месте байк надолго я бы в принципе не советовала).
Зато довольно часто воруют вещи из багажника байка, поэтому не оставляйте там никогда ничего вообще! Особенно на всяких заброшенных местах и пляжах, где нет прохожих, ну и в Куте даже на самой оживленной улице. Из моего личного опыта: пока я серфила, у меня взломали багажник, оторвав сидушку байка и вытащили вещи: джинсовую куртку, очки (обычные) и наушники. С тех пор я ничего не оставляю :-)
Еще могут украсть шлем, поэтому просто так шлем не оставляйте, а прикрепляйте его лямкой под седушку (попросите хозяина показать как это делается). Если у вас какой-то особо дорогой шлем (например, фуллфейс), я бы вообще не рекомендовала бы его оставлять, велик шанс что украдут. Обычные шлемы, прикрепленные ремнем обычно не воруют.
Что еще нужно знать про безопасность на Бали? В последние годы очень участилось воровство телефон и сумок, которые выхватывают у пассажиров (или водителей) скутеров прямо на ходу. Особенно это актуально на туристическом юге. Со мной таких ситуаций не происходило, но я регулярно вижу отзывы людей о таких происшествиях. Что можно сделать? Первое, не ездите с сумочками на перевес или на подножке байка. Во время езды убирайте их в багажник или заведите себе рюкзак, который будете одевать на обе лямки. (Рюкзаки на одном плече тоже опасны — могут перерезать лямки). Второе, если ваш пассажир во время езды пользуется телефоном (для навигации например), то нужно сделать так, чтобы этот телефон было почти не видно и его нельзя было выхватить. Для навигации лучше завести наушники, а телефон куда-то прятать под одежду (не в карман байка :-)
В некоторых районах (типа Чангу, но этим районом все не ограничивается) бывает так, что если вечером девушка едет домой одна по пустой и плохо освещенной улице, за ней может пристроиться пацан (или два пацана) на байке и начать преследовать. Зачем они делают это — для меня до сих пор загадка. Мне кажется это такое развлечение, они стараются вас обогнать и может быть выхватить что-то (сумку, телефон) или схватить вас за грудь. Да, знаю, звучит странно, но на Бали в плане безопасности в последние пару лет немного деградировал :(
Как возить серфборд на скутере?
Ну и напоследок нельзя было обойти такую тему, как скутеры для серферов. Поскольку серфовые споты расположены в разных местах, серферы ездят по Бали с серфдосками, прикрепленными к байкам с помощью специальных серф-рэков (от английского surf racks). Байки с рэками есть во всех прокатах, специально платить за них не надо, но надо заранее спросить про это у прокатчика и убедиться, что у него такой байк есть. Главное, не ведитесь на обещания, что мол я тебе сейчас обычный дам байк, а завтра пригоню с серфрэками. Я так однажды неделю ждала :) Лучше сразу брать то, что надо или не отдавать деньги.
Где надежнее арендовать скутер на Бали?
Большинство прокатов скутеров на Бали — это частный бизнес балийцев. В последнее время появилось какое-то количество фирм, но пока частный сектор превалирует. Цены в частном секторе обычно дешевле, но и сервис соответствующий и в балийском духе — без гарантий и обязательств.
Что нужно сделать, чтобы арендовать скутер? Лучше всего позаботиться заранее и забронировать либо онлайн (в проверенном месте) и договориться с прокатчиком, что он пригонит скутер к приезду — в ваш отель. Обычно это нормальная практика, что скутер к вам пригонят и вам за ним никуда не надо идти. Заберут его тоже в день вашего отъезда — главное заранее договориться об условиях.
В принципе байк можно снять и прям на месте. В туристических зонах точки аренды байков практически на каждом углу. Плюс всегда можно спросить в гестхаусе (или на вилле), где вы остановились и вам помогут с арендой. (Иногда правда это может быть с небольшой наценкой — в качестве комиссии помогателю — но не всегда). Многие балийские семьи занимаются прокатом скутеров, включая вплоть аренду собственных скутеров.
Балийские прокатчики скутеров достаточно сносно говорят на английском. Русскоязычных прокатчиков — именно балийцев — я не встречала. Но зато появились сервисы (в том числе на русском), где можно заранее все забронировать, посмотреть описание скутеров и выбрать нужную модель. (В случае с балийцами — пригонят, что пригонят, как говорится).
Если вы хотите проверенный сервис по прокату байков на русском, то могу посоветовать BaliMotion.Pro (+6285656374905, [email protected]).
Этим ребятам можно доверять и, главное, что они реально следят за качеством техники и пригоняют либо новые байки, либо как минимум байки в очень хорошем состоянии. Также у них нормальные чистые шлемы, следовательно вам не придется покупать новый (у балийских прокатах, особенно уличных, ооочень грязные и старые шлемы обычно). Ну и самое главное есть поддержка в востапе, что очень удобно, если у вас нет местной симки с номером или вы хотите забронировать байк заранее, еще до приезда.
Контакты балийцев-прокатчиков:
Проверенный контакт проката байков, просто скажите волшебные слова «from stella» ;)
Общение на английском языке. Скутер доставят к вам по адресу.
Ketut Merta: +62 812 3965111, +62 361 8555328, e-mail: [email protected]
Made Damai: +62 361 787 4006
Контакты прокатчиков, с которыми имела дело лично я, на протяжении своей длинной жизни на Бали, указаны выше. Этим людям можно доверять (настолько, насколько можно доверять балийцам). Кетута я в принципе знаю с самого своего начала переезда на Бали, он был вторым моим прокатчиков (первый был конкретно не очень) и за много лет многие из моих друзей тоже пересели на байки Кетута, так как он один из тех редких балийцев, которые работают качественно и без развода и всегда все в срок.
комментарий 201